wwii.3dn.ru :
вторая мировая война.

(Статьи)
Пятница, 26.04.2024, 02:38
| RSS
Меню сайта

Категории каталога
Боевые корабли [2]
Морская авиация [1]
Подводные лодки [1]

Начало » Статьи » ВМС стран-участниц войны » Морская авиация[ Добавить статью ]

Краткая история
Морской авиации России исполнилось 90 лет. Днем ее рождения считается 4 июля 1916 г., когда нашими летчиками была одержана первая победа в воздушном бою над морем. В этот день 4 самолета М-9, вооруженные пулеметами и бомбами, поднявшись с первого в России авианесущего корабля "Орлица", провели воздушный бой над Балтийским морем с четырьмя немецкими аэропланами. Тогда 2 кайзеровских самолета были сбиты, а 2 других обратились в бегство. Наши летчики вернулись к своей авиаматке без потерь. Понятно, что тогда авиация находилась на этапе становления и не проявила себя в качестве достаточно серьезной силы. Ее определяющая роль в вооруженной борьбе как на суше, так и на море стала очевидной во Второй мировой войне.

Торпедоносец на боевом задании.
Фото из книги ''Война на Балтике''

В годы войны авиация принимала самое активное участие практически во всех операциях и боевых действиях наших флотов, а в ряде случаев она являлась главным решающим фактором в достижении конечных оперативных целей. ВВС флотов наносили удары по ВМБ, портам и прибрежным аэродромам противника; вели воздушную разведку; прикрывали свои базы и корабли в море от ударов с воздуха; действовали по нарушению морских коммуникаций противника; участвовали в десантных операциях и действиях на сухопутном фронте, примыкающем к морю, а также в тылу противника (в том числе легендарные удары по Берлину, Плоешти, Черноводскому мосту, плотине на р. Свирь и др.), т.е. участвовали в решении большинства задач, стоящих перед ВМФ. На долю авиации приходится 2/3 потопленных и поврежденных кораблей противника.
ход Великой Отечественной войны показал, что, вопреки предвоенным взглядам, в вооруженной борьбе на море авиационные задачи эффективно решали не воздушные корпуса ВВС Красной Армии, а части морской авиации. Опыт показал, что армейским летчикам свойственно решать широкий круг задач на сухопутных фронтах, где ВВС являются "самодостаточным" видом ВС и применяются по своему прямому предназначению, а задачи на морских направлениях не становятся первостепенными или "равными" свойственным для ВВС. Неслучайно уже в начальный период войны для действий на море в состав ВВС СФ передавались части ВВС Красной Армии. Например, в 1942 г. был передан 95-й авиационный полк, сформированы 27-й истребительный и 24-й минно-торпедный полки. Опыт показал, что действия авиации над морем специфичны и требуют специальной подготовки летчиков по какому-либо предназначению, а излишняя универсализация в направленности подготовки и действиях летного состава на суше и на море нецелесообразна. Неслучайно по ходу войны более ярко выражено в соответствии с предназначением стали формироваться рода морской авиации.
Опыт Великой Отечественной войны показал, что при решении общих задач наиболее эффективно действуют единые боевые системы и их подсистемы, каковыми, в частности, являются флот и его морская авиация. В противном случае могут возникать серьезные трудности в применении сил. Так, в начальный период войны существенно снижала эффективность боевых действий ВВС БФ многоступенчатая система боевого управления, когда задачи морской авиации ставили командование Северо-Западного фронта, командующий ВВС этого фронта, командование Ленинградского фронта, командующий ВВС этого фронта и командующий БФ. В результате боевые задачи зачастую были не согласованы, а иногда и вовсе противоречивы.
В годы Великой Отечественной войны были в основном сформированы рода морской авиации: разведывательная (РзА), бомбардировочная (БА), минно-торпедная (МТА), штурмовая (ША) и истребительная (ИА). Анализ их становления показывает, что этот процесс происходил в основном эмпирико-директивным путем. При выделении части морской авиации в тот или иной род, вероятно, на уровне опыта и представления выбиралась некая совокупность отличительных признаков, позволяющая выделить, например, минно-торпедную авиацию из состава бомбардировочной. Из имеющегося опыта можно предположить, что к родовым признакам, которые могли использоваться в качестве критериев формирования рода МА, можно отнести решаемые задачи (например, отличие РзА от МТА и ИА); объекты действий (ИА от БА и ША); применяемое оружие (МТА от БА); летательные аппараты (ИА от БА).

Однако даже поверхностный анализ показывает, что нет четких и однозначных критериев, которые позволили бы утверждать, что данный признак позволяет отличить один род от другого. Так, у МТА, БА и ША одни задачи и объекты действий, но разное оружие, у РзА и БА разные задачи, но одни объекты действий, а могут быть и одни ЛА. В послевоенный период также нет однозначности: морская ракетоносная авиация (МРА) может применять бомбы, а противолодочная (ПЛА) - ракеты; самолет Су-24 одновременно на вооружении ША и РзА, причем Су-24-разведчик применяет различные ракеты.

Важной особенностью в этом аспекте является то, что в годы Великой Отечественной войны каждая из задач решалась практически всеми родами авиации. Например, ВВС БФ в действиях на морских коммуникациях и по кораблям в море выполнили 11 756 самолето-вылетов, из них МТА - 1979, БА - 1211, ША - 7501, ИА - 847; на ведение воздушной разведки - всего 24 199, из них МТА - 356, БА - 538, ША - 255, транспортная авиация - 580, ИА - 13 263, РзА - 7723 (т.е. меньше, чем ИА). Аналогичное положение - по всем флотам и практически по всем задачам. Проведенный анализ показывает, что вопрос о критериях выделения рода МА (родовых признаках) до конца не изучен и требует дополнительных исследований.

Вопреки предвоенным взглядам, все рода МА широко привлекались к боевым действиям на суше, выполнив 82 145 самолето-вылетов, что составляет 23,3% от общего количества самолето-вылетов. Правда, ВВС флотов к этим действиям не готовились, поэтому в начальный период войны их эффективность была низкой. Этот урок, с одной стороны, дополнительно подтверждает целесообразность применения сил авиации по своему основному предназначению: МА - на море, ВВС - на суше; а с другой - показывает, насколько важно стремиться прогнозировать вероятные сценарии начала и хода военных действий и готовить силы ко всем возможным задачам.
За время Великой Отечественной войны происходило развитие форм и способов действий сил МА. Одним из главных уроков стал вывод о высокой эффективности массированных авиационных ударов. Причем наибольших результатов силы морской авиации достигали, когда в ударе принимали участие различные рода авиации - ША, МТА, БА по разведданным РзА и под надежным прикрытием ИА. Тактика таких ударов стала практиковаться в основном со второго периода войны. В начале войны были характерны действия малыми группами - от 2 до 6-8 самолетов способами "свободная охота" или "по вызову", однако они оказались малоэффективными и зачастую вели к большим потерям, особенно при мощной ПВО.

Массированные удары показали высокую эффективность при действиях как по ВМБ и портам, так и по транспортам и кораблям в море. Наиболее показательными стали массированные и комбинированные удары МА по ВМБ Констанца (август 1944 г.), по порту Киркенес (июнь 1944 г.), крейсеру ПВО "Ниобе" в порту Котка (июль 1944 г.), по плотине Свирь-3, по транспортам и кораблям противника в базе Либава (октябрь-декабрь 1944 г.) и в базе Пиллау (март-апрель 1945 г.), по конвою в Финском заливе (16 мая 1944 г.).

Анализ опыта комбинированных и массированных ударов показывает, что они высокоэффективны. Они позволяют взаимообеспечивающими действиями ударных групп создавать благоприятные условия друг другу (скажем, для снижения противодействия топмачтовикам - крайне уязвимым на боевом курсе от корабельной зенитной артиллерии - предварительный удар наносили штурмовики, подавляя зенитный огонь "выметанием" с палубы боевых расчетов), а также создавать трудности противнику, распыляя усилия его ПВО на отражение ударов разнотипного оружия с разных направлений и высот. Комбинированные массированные удары требуют тщательной подготовки, четкости в выдерживании схемы действий ударной группы, организации надежного истребительного прикрытия, обеспечения разведданными, тщательной отработки вопросов взаимодействия. Кроме того, иногда в организации таких ударов существовала определенная шаблонность действий МА.
Важным уроком начального периода войны явился вывод об обязательной организации истребительного прикрытия действий МА. При отсутствии такового при выполнении некоторых вылетов, особенно в 1941 г., потери ударной авиации были крайне тяжелыми. Например, на Балтике 30 июня 1941 г. при ударе по сухопутным войскам противника в районе Лавани-Двинск силами 1-го минно-торпедного, 57-го и 73-го бомбардировочных полков без истребительного прикрытия из-за большого удаления района удара наши авиационные полки потеряли 43 самолета!
Опыт Второй мировой войны подтвердил один из основных принципов военного искусства - необходимость сосредоточения усилий на главном направлении. Так, сосредоточение усилий ВВС СФ на проводке союзных конвоев сыграли важнейшую стратегическую роль в достижении победы, обеспечив бесперебойное снабжение необходимыми для страны ресурсами; даже относительно кратковременные удары ВВС ЧФ по нефтяным районам Румынии, затруднив противнику снабжение своих группировок войск на южном направлении, оказали серьезное влияние на планы ведения войны немецко-фашистским командованием. Напротив, распыление усилий ВВС БФ при действиях по аэродромам противника не позволяло достичь превосходства в каждом из ударов. И даже в целом положительный опыт в организации удара по крейсеру ПВО "Ниобе" потребовал достаточно больших усилий ВВС КБФ, но ключевого влияния на обстановку на Балтике не оказал.
В годы войны высокую эффективность показали как некоторые известные, так и новые способы применения авиационного оружия: топмачтовое бомбометание, бомбометание с пикированием, низкое минометание и т.д. Хотя в настоящее время данные способы во многом потеряли свою актуальность, можно сделать вывод, что в будущем следует ожидать закономерной эволюции авиационных средств поражения и способов их применения, которые в том числе могут оказать влияние на облик МА в целом. К таковым можно отнести развитие беспилотных летательных аппаратов, авиационных ракет меньшей массы с обычной, но очень мощной боевой частью, развитие современных систем освещения обстановки на ТВД, целеуказания и наведения в реальном масштабе времени и др.

Источник:

Категория: Морская авиация | Добавил: San4o (22.05.2007) | Автор: Ibn Zeitun
Просмотров: 1235 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов! Rambler's Top100 Каталог сайтов LiveLink тИЦ и PR Анализ сайта
Besucherzдhlerсчетчик посетителей сайта
personals sitesyahoo singles
Пробки в Москве на Яндекс.Картах

Военная баннерная сеть
Submitter.ru - - Регистрация в поисковых системах Каталог сайтов Недвижимости

Как заработать интернет деньги

Рейтинг сайтов от WarClub.RU
Форма входа

Поиск по каталогу

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2006Используются технологии uCoz